Войти:
Свобода в служении!
На главную Блог О группе Дискография Видео Фото Магазин Библиотека Форум Фан-клуб Ссылки
Пока ничего не известно. Мы сами не знаем, когда следующий концерт, честно.

  "Кораблик - 24.06.04"

Дикая охота (К.Максютин)

Вышел новый альбом «Оргии праведников», а значит, где-то в туманной Англии с удвоенной силой заикал фронтмен Jethro Tull Иэн Андерсон: так уж повелось, что именно с его коллективом отечественные критики любят сравнивать «ОП». Увы им, пытающимся загнать «Оргию» в рамки «прогрессивного рока с флейтой»: уже пять лет команда сознательно и последовательно ломает любые рамки и намерена делать это и впредь.

Вся история «ОП» — один большой скандал. Когда гуру акустической гитары Сергей Калугин объединился с музыкантами арт-фолковой формации «Артель», казалось, через пару лет у их ног будет лежать вся страна. Сложная, интересная музыка, умные и глубокие тексты, виртуозность, бешеная энергетика… Эта группа должна была понравиться всем. Искушенным в музыке ценителям Hoyry-Kone и Nebelnest, безбашенным металлистам, даже законченным любителям «русского рока», которым на музыку вообще плевать, но в тексте подавай не менее двух метафор и одного символа на строфу. Но пришлось привыкать к прицельной стрельбе. Слишком сложно, слишком громко, слишком эклектично, и вообще, «группа нужна Сергею только для того, чтобы портить хорошие песни».

Хотя, пожалуй, этого и следовало ожидать. Если даже соло Калугин умудряется кого-то раздражать, упорно выбиваясь из образа рафинированного менестреля-эзотерика своим панковским гребнем и сочными матюками, то что уж говорить о группе, которая в пределах одной композиции раскованно лавирует между ажурными барочными пассажами и металлическим забоем (это вам не банальный «соляк с фуззом» — когда «Оргия» начинает играть тяжело, всерьез задумываешься о бессмысленности существования многих трэшевых и детовых коллективов). Культуры и традиции, классический прогрессивный рок и металл, православие и католицизм, «сердце мое, навсегда непокорное, днесь продвигается к отчим брегам» и «ем ебучую селедку – хули делать, надо есть» сплавляются воедино в алхимическом тигле. Не боитесь обломать зубы об этот сплав? Тогда добро пожаловать на «Кораблик», первый официальный концертный диск группы.

Драматургия альбома выстроена в строгом соответствии с классическими канонами: в треклисте отчетливо просматривается структура «пролог – зачин – кульминация – катарсис – комедия – эпилог». Подготовив зал красивой среднетемповой «Ночью защиты», Калугин выводит тяжелые танки, обрушиваясь на нас с «Последним воином мертвой земли». Эту песню любят ругать за примитивное по стандартам «Оргии» звуковое решение, «глупо-фэнтезийный» текст и общую пафосность. А зря. «Последний воин» прост и лаконичен, как выстрел, как удар, как кровавый плевок в лицо «великого ужаса, которому имени нет». Символ веры и вместе с тем боевая листовка.

Дальше начинаются сюрпризы – три следующих композиции больше известны в акустических вариантах. И если с тем, что «Радость моя» и «Хуанхэ» в электричестве звучат куда более выигрышно, согласятся многие (одной гитаре просто не под силу передать это ощущение «беспредельной и страшной свободы»), то «Абраксас» заставит многих же недоуменно нахмуриться.

Вот что бывает, когда из простой, «рубленой» песни (знатокам сольного творчества Калугина она известна как «Скульптор» или «Двойник») делают развернутую сюиту – постоянно мысленно пытаешься подпевать, но все время не попадаешь в такт. Не это ли раздражает противников электрических версий калугинских песен? Однако, попривыкнув, понимаешь, что на самом деле номер случился гениальный. История о скульпторе, замыслившем прорваться в зазеркальный мир и павшем жертвой собственного творения, была и остается одной из самых сильных и трагичных вещей Калугина, драматический потенциал которой в полной мере проявился только в новой аранжировке. «Оргия» не испортила песню, она дала ей новую жизнь.

Этот блок органично завершает «Битва деревьев», проклепанная железом кавер-версия гребенщиковской «Кад Годдо». Если вам кто-нибудь скажет, что «ОП» играет хитрую помесь «Аквариума» с «Металликой», не спешите звонить 03 – он в чем-то прав.

За катарсисом («Сицилийский виноград» и «Покой и свобода») следует комедия. Это небезызвестная «Селедка» с хулиганским фанкующим басом и неожиданными дет-металлическими вставками, рычаще-лязгающий «Тотал контрол» с жаберным бульканьем вместо вокала (мне показалось, или он действительно навеян гомерическим флэш-роликом Growl Karaoke?) и «Это не жизнь», превращенная из залихватского акустического рок-н-ролла в качественный трэш.

Эпилогом – «Возвращение в Неаполь», грустная и прекрасная вещь. Прощание. Кораблик высадил нас в гавани и медленно уплывает. Вечное солнце горит над Неаполем. Вечное небо смеется волнам.

P.S. Концерт проходил на борту речного трамвая, переоборудованного в плавучий рок-клуб, но несмотря на походные условия, записано все весьма достойно. В общем миксе слышен каждый инструмент (обязательно обратите внимание на ударные: по-моему, Александр Ветхов – лучший российский рок-н-ролльный барабанщик), а главное, запись прекрасно передает ощущения от живого концерта «Оргии» — дикий драйв и непобедимую нежность.

Константин Максютин,
05.11.04

Хотите оставить комментарий? Авторизуйтесь!
Показать все комментарии

Радио